?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
Не читайте, перечитывайте
koreanst


Все умеют читать, процесс простой, но, как говорится, есть тонкости! ))
Будет справедливо, если вы спросите меня, почему сегодня утром я читаю письмо, адресованное не мне, или почему я прочитал его дважды, про себя и вслух, или почему я сделал это уже третий раз на этой неделе.


«Удивительно, но человек не может читать книгу: он может только перечитывать ее», утверждает Владимир Набоков, творчество которого я изучал в своей дипломной работе несколько лет назад. Он продолжает, «Хороший читатель, крупный читатель, активный и творческий читатель, это перечитыватель», и далее отстаивает свое мнение с позиций искусства: чтобы насладиться книгой и оценить ее по достоинству, читатель должен быть способен почувствовать ее так, как общаются с произведением живописи: вне линейного отрезка времени, а разом, что возможно только тогда, когда читатель знает все части книги достаточно хорошо, чтобы осмыслить ее как совместное целое*.

*Владимир Набоков Лекции по зарубежной литературе

Но перечитывать книги стоит не только ради искусства или возвращения к давно прочитанной книге. Практика перечитывания одного текста в течение дня или подряд в течение нескольких дней входит в арсенал умудренных опытом знатоков иностранных языков. После усвоения основ языка, пожалуй, нет лучшего способа получать осмысленный и понятный материал по изучаемому языку, и, совершенно определенно, нет лучшего способа закрепить в памяти отдельно взятые обороты и фразы.

Одной из причин, почему перечитывание настолько эффективно, является то, что, хотя проработка сложного текста и дает результат, настоящее же освоение языка приходит от перечитывания текста в режиме понимания в «реальном времени». Этого может не случится, пока вы не прочитаете текст много раз от начала до конца, но важно отдавать себе отчет, что пока вы не сможете прочесть текст в приличном темпе, при этом понимая его, настоящее освоение языка не произойдет. Если вы с трудом пробираетесь сквозь текст на иностранном языке, смотрите много слов в словаре, переводите там и тут, то под конец может и поймете о чем в нем говорится, но это несильно вас продвинет к свободному владению языком.

Я обнаружил, что перечитывание, вместе с дополнением — переслушиванием, было наиболее действенным фактором в моем освоении латинского языка. Сейчас я перечитываю письма Сенеки, адресованные его протеже Луцилию — не только перечитываю их спустя некоторое время, но и читаю одно и тоже письмо несколько дней подряд: в течение первой недели я читаю одно и тоже письмо каждый день; на следующей неделе другое письмо каждый день, и так далее. Каждую пятницу я делаю звукозаписи чтения писем, чтобы потом слушать их много раз, когда еду на машине или делаю домашние дела.

Я перечитываю пятиактовые комедии римского драматурга Теренция по следующей схеме: в первый и второй день — два раза первый акт, в третий и четвертый день — два раза второй акт, и так далее. Когда я заканчиваю все акты пьесы, я перечитываю ее всю снова, таким образом, я прочитываю ее три раза за 2-3 недели. Если текст оказывается сложным для понимания, я перечитываю каждый раздел еще больше раз. Мой основной подход заключается в перечитывании текста столько раз, сколько нужно для того, чтобы я смог прочитать его на «полной скорости», а после этого прочитать его еще хотя бы один раз и не важно сколько попыток для этого потребуется. (Иногда понимание приходит быстро, как это было с письмами Сенеки, но я все еще перечитываю их по нескольку раз, чтобы полностью впитать в себя не только язык, но и стиль, и идеи Сенеки).

Когда я рассказал своей подруге про этот способ чтения и упомянул книгу из 35 глав, которые я прочел примерно 15 раз каждую, она сказала «ты, наверно, очень терпеливый». Это не так. На самом деле я просто не хочу терять время. С точки зрения изучения иностранного языка единственный способ потратить время впустую — это прочесть текст ровно один раз. Если вы не читаете текст вообще, вы не теряете время. Если вы читаете текст много раз, ваше владение языком резко вырастает. Многие учащиеся теряют время, пробираясь через тексты, которые для них слишком сложны или быстро переходят от текста к тексту, не поняв и не впитав в себя достаточно языковых элементов и содержания текста. Перечитывая, вы гарантируете, что текст даст вам максимум для изучения языка и, что все время, потраченное на перечитывание, пойдет на пользу. (Вне сферы изучения языков, существует масса поводов читать текст только один раз: просто узнать новости; прочитать, чтобы иметь возможность сказать, что вы это прочитали; прочитать и понять, что вы никогда больше не будете читать это еще раз).

Итак, найдите текст, который вы будете с удовольствием читать много раз и вперед!

Я займусь еще более активной раскруткой перечитывания в статье читаем трижды — может использоваться как повторяющееся задание для студентов.

Другие идеи по теме — в моей статье про глубокое чтение.

От автора перевода: пожалуй, статья позволяет по другому взглянуть на афоризм «повторение — мать учения». Повторяем не только чтобы что-то подольше удержать в памяти, а чтобы получше понять! Подход работает буквально везде: чтобы вы не читали, пускай, просто сложный технический текст, прочтите его раз сегодня, завтра, послезавтра — с каждым разом он будет все понятнее и понятнее!

Источник.


Ну и мой коммент. Когда я учился в Корее в традиционной школе (강원), мои товарищи по многу-многу раз читали один и тот же кусок текста. В этом и была вся соль обучения. Для меня было тяжело, прочитать 200-500 раз одну страницу, это очень тяжко, но такой метод в конечном итоге оказался очень продуктивным. Чтобы понять всю глубину текста (особенно религиозного), надо погрузиться в него, дойти до состояния, когда ты становишься текском, а текст тобой. Для этого надо прочитать его, как говорили мне буддийские монахи, 10 000 раз.. Число, очевидно, условно, но суть понятна.