Koreanst (koreanst) wrote,
Koreanst
koreanst

Categories:

Аниме как зеркало загадочной японской души и инструмент психоанализа

Перепост, случайно увидел у tambovsky_wolk , здесь.
Очень занятно написано, хотя многие утверждения далеко не бесспорны. 


Только что в познавательных целях запихал в себя три серии аниме "Волчий дождь".
про волков, которые в человеческом облике живут среди людей.

опираясь на этот материал и предыдущие наблюдения, извлек следующие выводы.

1. Судя по аниме, японцам известно различие положительных и отрицательных эмоций, но неизвестно различие добра и зла. В их сознании господствует абсолютный моральный дуализм. Главный герой, например, может убить постороннего, или даже своего союзника, просто чтобы продемонстрировать глубокий психологический конфликт с самим собой. И нигде по сюжету этот эпизод больше не всплывает - никакое раскаяние не подразумевается.
Вот эта моральная слепота прослеживается в японском творчестве с древности. Главная черта самурайских подвигов - танатофилия, а не мужество. Эта же танатофилия является духовной сутью сэппуку. Когда европейцы восхваляют сэппуку как подвиг чести, они совершают ошибку, проецируя на этот ритуал собственные понятия о чести. Фильм "последний самурай" характерный пример этой ошибочной проекции. Белый человек не может быть самураем - у него другие корни, другая генетика, другие душевные архетипы, которых он может не осознавать, но не может игнорировать. Пытаясь быть или казаться самураем, белый человек может становиться только рыцарем, рядящимся в кимоно. Идеалы белого человека, наивысшим воплощением которых является христианство, предельно жизнелюбивы. Высший подвиг чести - не убить себя, а пожертвовать собой ради жизни другого. Сэппуку - бессмысленное самоубийство, которое просто вычеркивает человека из мира, без пользы или вреда для остальных.

2. Особую пикантность аниме придает сильный фон тотальной неудовлетворенности жизнью, доходящей до депрессии и активного самоотрицания. Моросящий дождь, мокрые распатланные волосы, ветер, гоняющий обрывки по пустынным переулкам, неестественно яркое солнце, нагоняющее вместо радости тоску, фиксация аффективных жестов - все это естественно для состояния подростка, терзаемого гормонами и не находящего себе места на переходе из детей во взрослые. Но японцами этот феномен сознательно педалируется до одури, чем и вызвана эмоциональная привлекательность аниме. Проблема в том, что в больших дозах это педалирование сносит крышу, после чего неудивительны случаи самоубийства японских (и не только) подростков. А главное, предназначение культуры, по определению - учить человека преодолевать подобные жизненные проблемы, а не эксплуатировать их ради сиюминутной прибыли. В этом смысле японская культура антикультурна и античеловечна.

3. Аниме вообще является жанром осознанной эксплуатации конфликтности. В основе сюжета любого аниме лежит разодранный противоречиями мир. Волки-убийцы в качестве положительных героев, люди-обыватели в качестве отрицательных - кого не порвет на части при попытке отождествиться с одной из этих сторон? Ведь отождествление это закон восприятия культурной продукции. Мы сопереживаем героям книг и фильмов, не можем не сопереживать - иначе нам не интересно и мы закрываем книгу и прерываем просмотр. Мы должны выбрать кого-то из героев и сопереживать ему в его борьбе с остальными. Японцы заставляют сопереживать одновременно всем противоборствующим сторонам, погружая зрителя в трагический конфликт, самопротиворечие, приводящее к жизненному отчаянию.
Самое худшее, что они делают это не для того, чтобы показать какую-то философскую идею, а просто чтобы создать "жареный интерес" к своей продукции и продать ее. Несчастные девочки, несчастные мальчики, несчастные взрослые и дети, несчастный мир, несчастные злодеи - все убивают друг друга, все плохо-плохо-плохо.
Позитив присутствует только как обещание, которое постоянно отодвигается в будущее, на "следующую серию", и никогда не сбывается.

4. И с эстетической, и с психологической точки зрения аниме являются не поздним извращением японской культуры, а ее логичным преемственным продолжением. В японских хокку присутствуют те же черты, которые раскрываются в аниме - моральная индифферентность, эмоциональный фон, депрессивный стиль.

И последнее. Конечно, прямо называть землетрясение и радиацию карами Божьими на головы японцев за их амбиции и пороки - не совсем адекватно. В этом смысле кары Божьи грозят всем нам. Все мы в чем-то японцы.

Речь о том, что бедствия японцев выглядят логично в христианской системе координат и бессмысленно в любой другой.
Для христианина беда Японии - нравственный урок. Для всех остальных - просто эпизод бытия материальной вселенной, такой же морально бессмысленный, как и все происходящее в ней.

ЗЫ. Японцы они такие. Сколько не приходилось общаться с японцами (а по большей части с японками :)), никак не мог отделаться от ощущения, что общаюсь с инопланетянами. Корейцы тоже те еще штучки, но японцы...
Tags: японцы
Subscribe

promo koreanst february 14, 2019 15:41 2
Buy for 20 tokens
Промо-блок свободен! Занимай - не зевай!
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments