Koreanst (koreanst) wrote,
Koreanst
koreanst

Category:

Об обетах бодхисаттвы (菩薩戒).

 
Тема обетов бодхисаттвы, в их китайском варианте, очень интересна. Но по русски информации очень мало. Одна из немногих статей, анализирующих махаянскую "Сутру сетей Брахмы", нашлась на сайте никак не связанном с буддизмом и буддологией. Автором статьи является Трубникова Надежда Николаевна, известный российский буддолог, специалист по японскому буддизму. Собственно вот ссылка на саму статью. Всем, кого интересуют проблемы махаянской буддийской нравственности, думаю, будет интересно ознакомиться.

Правда, статья ориентируется большей частью на японский буддизм, а не на китайский, но тем не менее весьма и весьма интересна. Огромным минусом статьи является отсутствие иероглифики в качестве пояснений. Так пишут все старые исследователи, люди эпохи печатных машинок. Компьютер для них это просто продвинутая печатная машинка. :)
Интересный отрывок из статьи:

Накамура Хадзимэ, один из крупнейших исследователей японской культуры в XX в., в работе «Некоторые особенности японского образа мышления» (1958 г.) ставит проблему шире: совместимо ли вообще с японским национальным характером следование четко прописанным кодексам поведения вроде того, что предлагает «Сутра о сетях Брахмы» (не говоря уже о буддийских «уставах» или конфуцианских установлениях)? Он указывает, что «только лишь японцы из всех азиатских народов отвергли почти все буддийские предписания», а к обрядам вроде «вручения заповедей» часто относились как к чистой формальности. В качестве иллюстрации он приводит отрывок из текста конца XIII в. «Собрание песка и камней» («Сясэки-сю:», составитель — монах школы Дзэн Мудзю: Итиэн 1226-1314): «Буддийское посвящение стало всего лишь словом; люди собираются из разных краев просто затем, чтобы покрасоваться в храме на помосте для посвящений. Они не знают ничего о больших и малых заповедях, не пытаются выучить никаких правил. Напротив, они только считают годы после принятия посвящения и позволяют себе скатываться до уровня монахов, принимающих службы за ничто. Итак, время воздержанности и следования заповедям закончилось». По мнению исследователя, причина подобного пренебрежения заповедями заключается в том, что японцам в целом не свойственно в чем-либо ущемлять свои «естественные побуждения», пусть даже и во имя благой цели.

Странные все же эти японцы. "Из всех азиатских народов", ни больше, ни меньше. Мы одни Д'Артаньяны, а остальные сами знаете кто. :)  Тут ему можно возразить. У корейцев, например, тоже самое. В Чогечжоне огромное количество храмов и монастырей ежегодно проводит церемонию "получения обетов" (受戒式). Монахи говорят верующим, вы, мол, примите эти обеты бодхисаттвы, а исполнять совсем не обязательно, потому что даже сам факт принятия этих обетов благотворно влияет на вашу карму. Я лично ни разу не видел в Корее мирян вегетарианцев, а это очень важный обет. Да что о мирянах, монахов вегетарианцев и то не много. Для корейцев мясо всегда было продуктом статусным, бедные крестьяне очень редко могли поесть мяса вдоволь. Теперь такая возможность есть у всех и историческая память еще не стерлась. Единственная страна, где эти обеты принимаются более-менее всерьез, это Тайвань.
Но церемония "получения обетов" довольно интересная. Многие корейские тетушки участвуют в ней по десять и более раз. Длится она от одного до трех дней. Чаще всего проводится весной. Вот как это выглядит:







 


Binance
presearch
Tags: буддизм, виная
Subscribe

promo koreanst february 14, 2019 15:41 2
Buy for 20 tokens
Промо-блок свободен! Занимай - не зевай!
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments